Среди некоторых автомобильных производителей есть те, который отдают предпочтение не поршневому, а роторному двигателю. К примеру, известный автоконцерн Мазда активно внедрял данный вид ДВС в свои автомобили. Лишь в последнее время компания перешла на выпуск автомобилей с поршневыми двигателями, а роторные силовые агрегаты оставили на особых моделях. Сегодня мы рассмотрим принцип работы роторного двигателя, его отличия в конструктивном плане, разумеется, достоинства и недостатки в сравнении с поршневым двигателем.
Устройство роторного двигателя
В роторном двигателе вы не найдете поршня, распредвала, головки блока цилиндров и даже клапанов. В роторном двигателе примерно на 40 подвижных деталей меньше, так что, его устройство гораздо проще, чем устройство поршневого двигателя. В роторном двигателе даже цилиндры имеют не округлую форму, а овальную. В овальном цилиндре установлен не поршень, а треугольный ротор, который движется по кругу стенок цилиндра, осуществляя 4-тактную работу двигателя. Кроме того, особенностью конструкции роторного двигателя является то, что на один цилиндр устанавливается сразу 2 свечи. Разобравшись с основами конструкции, можно перейти к рассмотрению принципа работы данного двигателя.
Принцип работы роторного двигателя
Благодаря тому, что роторный двигатель не совершает возвратно-поступательных движений, что характерно для поршневого, а работает благодаря тому, что ротор в цилиндре вращается по кругу, мотор не теряет энергию, приводя в движение каждую деталь. Отсюда получается, что роторный двигатель значительно оборотистей, чем поршневой.
Благодаря треугольной форме ротора и принципу вращения, один ротор способен заменить сразу 3 поршня. Роторный двигатель осуществляет все те же такты работы, что и поршневой: впуск, сжатие горючей смеси, сгорание, выпуск. Однако из-за особенностей конструкции, данный двигатель не имеет никакого механизма газораспределения. Таким образом, между роторными камерами даже не нужно иметь сопряжение в работе, так как они не зависимы друг от друга. В результате этого, роторный двигатель способен достигать больших мощностей.
Достоинства и недостатки роторного двигателя
Мы уже частично говорили о преимуществах роторного двигателя перед бензиновым. Прежде всего, это отсутствие сложной конструкции подвижных деталей, а значит и гораздо меньший риск выхода из строя. Кроме того, роторный двигатель имеет гораздо больший процент КПД. Так, средние данные КПД роторного двигателя составляют 40%, против 20% поршневого.
Но почему тогда другие автомобильные производители продолжают пичкать автомобили поршневыми моторами? Да потому, что роторный двигатель имеет серьезный недостаток. Из-за постоянного трения ротора о стенки цилиндров, двигатель склонен к перегреву, температура в цилиндре распределяется неравномерно. Соответственно, из-за высокой температуры метал, то расширяется, то сжимается и, необходимо тщательно рассчитывать диаметр цилиндра и ротора, чтобы сохранять постоянную компрессию при различных режимах работы двигателя.
Наконец, несмотря на то, что цилиндры изготавливаются из специального сплава, срок жизни роторного двигателя составляет порядка 80 тыс. км, что для современного автомобиля крайне недостаточно. Как правило, роторные двигатели склонны и к повышенному потреблению топлива, а с учетом нынешних цен на бензин – это существенный недостаток.
Таким образом, роторный двигатель имеет как свои преимущества, так и недостатки. На сегодняшний день проводят различные совершенствования роторных двигателей, с целью избавления от имеющихся проблем. А пока, обычный поршневой двигатель остается доминирующим силовым агрегатом среди всех имеющихся.