Двигатель внутреннего сгорания построен таким образом, что для возгорания топлива в цилиндры необходимо подавать определенную порцию воздуха. Раньше воздух попадал в цилиндры естественным путем, т.е. в ходе движения машины встречные потоки воздуха огибали воздушный фильтр и попадали прямиком в цилиндр. Сейчас на легковые автомобили устанавливается принудительная подача воздуха: турбины, компрессоры, механические нагнетатели воздуха.
Содержание1 Виды механических нагнетателей воздуха2 Центробежные нагнетатели3 Нагнетатель типа Roots4 Нагнетатели образца Лисхольм5 Механический нагнетатель своими руками
Все перечисленные элементы имеют одну цель работы – обеспечить цилиндры двигателя большим давлением воздуха. Зачем это нужно? Во-первых, чем больше воздуха попадет в цилиндры, тем полнее и быстрее сгорит топливо, соответственно, автомобиль получит больше мощности. Вместе с этим, большое количество воздуха означает образование обедненной топливно-воздушной смеси, что ведет к сокращению потребления топлива. Поэтому механические нагнетатели воздуха для автомобиля становятся все популярнее ввиду очевидных преимуществ.
Виды механических нагнетателей воздуха
Условно имеющиеся механические нагнетатели можно разделить на несколько типов:
Центробежный нагнетатель;
Нагнетатель типа Roots;
Нагнетатели образца Лисхольм.
Центробежные нагнетатели
Данный вид нагнетателей является широко распространенным. Он устанавливается на большинстве автомобилей, которые имеют механический наддув. Встретить такой механический нагнетатель на ВАЗ можно в том числе. Этот элемент является излюбленным среди приверженцев тюнинга отечественных автомобилей. Итак, центробежный нагнетатель выполнен в форме улитки, т.е. внешне похож на стандартную турбину. Главной его особенностью является механический привод, осуществляемый от коленчатого вала.
Внутри нагнетателя имеются лопасти и воздушные каналы. В ходе вращения лопастей коленвалом и встречными потоками воздуха, они разгоняются то нескольких десятков тысяч оборотов, выталкивая воздушные потоки по каналам прямо в цилиндры. В результате, двигатель получает насыщение воздухом, что и обеспечивает прирост мощности.
Недостатком такого нагнетателя считается высокий шум работы, все из-за тех же лопастей, который вращаются с немыслимой скоростью. Тем не менее, многие наоборот считают это достоинством, но, как говориться, все люди разные.
Нагнетатель типа Roots
Еще одним видом механического нагнетателя является компрессор Рутс. Он также приводится в движение с помощью ременного привода от коленчатого вала. Основой компрессора являются два ротора, которые вращаются в противоположном направлении. Благодаря этому, давление воздуха создается не внутри компрессора, как это свойственно центробежному нагнетателю, а снаружи, рутс просто закачивает этот воздух и направляет в цилиндры. С технической точки зрения компрессор очень прост, а вот с функциональной – имеет некоторые недостатки. К таковым можно отнести эффективность компрессора лишь на определенном диапазоне работы. Если центробежный нагнетатель оказывает прирост на любом диапазоне работы двигателя, то у Рутс есть свой предел.
Однако такого механического нагнетателя вполне хватит для обычного автомобиля, призвание которого ездить по городу и трассе, а не участвовать в заездах.
Нагнетатели образца Лисхольм
Этот вид нагнетателей очень похож на компрессоры Рутс. Их особенностью также является работа двух роторов, которые вращаются в разном направлении, однако в дальнейшем этот воздух проходит сквозь специальную насадку. Для простоты восприятия, представьте себе мясорубку, воздух точно так же рассеивается на несколько каналов, как и мясо в мясорубке. Компрессоры Лисхольм также приводятся в действие от коленчатого вала. Они имеют и другие конструктивные особенности, описать которые довольно сложно.
Среди неоспоримых преимуществ нагнетателей Лисхольм, можно отметить простоту конструкции, возможность оказывать эффект на всем диапазоне работы двигателя. К тому же, если сравнивать с центробежными нагнетателями, то Лисхольм отличаются очень тихой работой, что самым лучшим образом влияет на уровень комфорта.
Механический нагнетатель своими руками
Существуют и другие типы механических нагнетателей воздуха, правда, получили они малое распространение. В частности, многие мастера создают нагнетатели собственноручно, используя подручные материалы, или компоненты старых систем наддува. Чаще всего самоделки создаются по типу центробежных нагнетателей, правда, эти «игрушки» в большинстве случаев не способны обеспечить столь большим давлением воздуха, как это свойственно фирменным нагнетателям. Тем не менее, даже с самодельным нагнетателем прирост мощности есть, хотя и не столь значительный. О сроке службы такой конструкции говорить, наверное, ничего не стоит.