Современный поршневой двигатель внутреннего сгорания невообразим без такого важного элемента, как коленчатый вал. Именно эта деталь является преобразователем возвратно-поступательного движения поршней во вращательную. Иными словами, коленчатый вал двигателя — это ключевой элемент всей системы.
Ввиду его высокой важности, вал изготавливается по особой технологии, из металлов высокой прочности. Наконец, и цена у коленчатого вала весьма особая и тянет, если не на половину, то уж на треть стоимости двигателя точно. Сегодня мы будем изучать устройство коленчатого вала, его предназначение, а также поговорим о проблемах, которые вполне могут с ним возникнуть. Возможно, некоторым покажется, что все это элементарные вещи, но уверяем, мы расскажем вам о многих интересных деталях!
Как устроен коленчатый вал?
Коленвал автомобиля представляет собой деталь особой формы, на которой имеются места для посадки шатунов, а также противовесы, которые гасят вибрацию от неравномерного вращения. На большинстве коленчатых валов эти самые противовесы являются частью детали, то есть цельнолитыми, но на некоторых автомобилях устанавливаются специальные противовесы, которые крепятся к коленвалу с помощью болтов.
Деталь изготавливается из чугуна или из сплава чугуна и стали. Благодаря этому коленчатый вал имеет очень длительный ресурс работы, несмотря на то, что все время находится под большими нагрузками. Изготавливаются валы методом литья, но чаще всего, путем штамповки.
Доработка и ремонт коленчатого вала
Как это ни странно, но на многих автомобилях заводские коленчатые валы нуждаются в дополнительных обработках. Одной из таковых является балансировка коленчатого вала. Некоторые считают эту процедуру жизненно необходимой, другие – бесполезной. Тем не менее, уже давно доказано, что балансировка вала несет только положительные черты. К таковым можно отнести:
Увеличение ресурса вала, благодаря снижению вибрации;
Увеличение мощности, примерно, до 10%, в зависимости от объема двигателя;
Сокращение расхода топлива;
Уравновешивание коленчатого вала позволяет избавиться от действия центробежной силы. Только представьте, каким нагрузкам поддается вал, когда датчик частоты вращения коленчатого вала насчитывает 6000 оборотов? Так вот после балансировки эта нагрузка становится в разы меньше.
Многих интересует такой вопрос, а является ли коленчатый вал ремонтопригодным? К счастью, да, ремонт коленчатого вала вполне осуществим. К таковым процедурам можно отнести следующее:
Ремонт хвостовиков коленчатого вала;
Расточка под следующий размер (аналог расточки цилиндров двигателя);
Шлифовка коленчатого вала.
Все это тот комплекс работ, который может проводиться с целью восстановления и ремонта детали.
Коленчатые валы на современных автомобилях
Главной характеристикой современных машин является то, что электроника вмешивается абсолютно везде. И казалось бы, как внедрить ее можно в работу коленвала? Выяснилось, что очень просто. Нынешние системы впрыска двигателя ориентируются в своей работе по датчику положения коленчатого вала. Этот датчик сообщает электронному блоку управления о моменте, когда в цилиндры необходимо впрыскивать топливо. Если датчик коленчатого вала выйдет из строя, вам не то, что ехать, завести автомобиль не удастся. С одной стороны электроника – это плюс, а вот с другой – серьезный минус.
Мы рассмотрели с вами устройство коленчатого вала автомобиля, его особенности, назначение. Надеемся, что вам удалось узнать что-либо новое об этом важном элементе ДВС.