Еще несколько лет назад турбонаддув ассоциировался со спортивными, или тюнингованными автомобилями. Сегодня данная опция доступна во многих серийных машинах, независимо от их класса. Более того, устанавливается турбонаддув на ваз в том числе. Правда, делается это не руками специалистов завода, а уже сами владельцы осуществляют подобную доработку.
Содержание1 Что такое турбонаддув в автомобиле?2 Принцип работы турбонаддува3 Турбонаддув плюсы и минусы4 Иные виды турбин
Что такое турбонаддув в автомобиле?
Долгие годы различные автопроизводители работали над тем, как повысить мощность автомобиля, но при этом, не допустить увеличения расхода топлива, а в некоторых случаях даже понизить расход. Путем совершения многочисленных ошибок, доработок, был найден способ — турбонаддув. Принцип его работы состоял в том, чтобы зачерпывать, в буквальном смысле слова, потоки воздуха, отработанных газов, и под давлением подавать его обратно в цилиндры двигателя. Именно за счет давления воздуха удалось повысить мощность моторов, а вместе с этим, понизить расход топлива.
Принцип работы турбонаддува
Несмотря на то, что механизм имеет сложное устройство, принцип его работы предельно прост. Отработавшие газы вращают лопасти одной улитки, а та, посредством наличия общего вала, передает эту энергию для вращения другой улитки, осуществляющей забор воздуха и подачу его в цилиндры. Это обеспечивает необходимое давление воздуха, которое и является ключевым при увеличении мощности. Затем, после окончания такта работы двигателя, отработанные газы вновь выходят и вращают первую улитку.
Грубо говоря, работа осуществляется по замкнутому кругу. Ну что, разобрались, как работает турбонаддув? Пришло время поговорить о всех его преимуществах и недостатках.
Турбонаддув плюсы и минусы
Главным достоинством системы турбоннадува является увеличение мощности. Так как в действие турбонаддув приводится благодаря выхлопным газам, это исключает потерю мощности двигателя за счет механических процессов.
За счет повышения давления в камере сгорания, турбированные двигатели потребляют меньше горючего, что и обеспечивает экономию топлива на всем диапазоне работы двигателя.
Так как топливо полностью сгорает в цилиндрах двигателя, повышается и экологичность таких моторов, они осуществляют меньший объем выброса вредоносных газов в атмосферу.
Говоря о минусах, необходимо упомянуть о наличии турбоямы. Более подробно об этом мы говорили в статье – Что такое турбояма и как от нее избавиться. Кроме того, недостатком является необходимость работы двигателя на холостых оборотах после нагрузок. Дело в том, что в процессе работы система турбонаддува сильно нагревается, она чувствительна к температурам. Бережет ее лишь подача масла. Если вы сразу же заглушите двигатель после нагрузок, турбина может выйти из строя, поэтому рекомендуется некоторое время дать мотору поработать на холостых оборотах. Правда, специально для этого устанавливается т.н. турботаймер.
Иные виды турбин
Существуют различные варианты реализации системы турбонаддува в автомобиле, начиная от фирменных, заканчивая самодельными. Так, многие приловчились делать турбонаддув своими руками. Другие умельцы пошли по иному принципу – применяя электротурбонаддув. Это более простой в исполнении и установке агрегат, но он имеет гораздо меньшую эффективность, чем стандартная система турбонаддува.
Нет сомнений в том, что турбонаддув и дальше будет совершенствоваться и становиться привычной опцией для серийных автомобилей. К примеру, для устранения той же турбоямы уже применяются различные вариации турбироанных двигателей, именуемые Би-турбо и Твинтурбо, о чем мы также уже говорили.